|  Забыли пароль?  |  Регистрация  |  Другой способ авторизации: 
Новости   Скоро в кино    Обзоры   
SQD  /  Кино  /  Мультфильмы  /  Тачки-2 (Cars-2), 2011  / 

Тачки-2
Cars-2

Тачки-2 (Cars-2), 2011

Или что у них есть еще там…
otherwiser, 17.07.2011.
Автор поставил фильму 5.5. Рейтинг обзора: обзор как обзор   

Невозможно американцу не воспевать продукт автопрома, подобно тому, как не возможно какому-нибудь советскому поэту-почвеннику не воспевать родимые березки, Волгу-матушку и колосящуюся рожь. Машина для Нового Света – не просто альтер-эго своего владельца, автомобиль – это тотем, ядро мифологии эпох. Поэтому, хоть и удивительно, но вполне объяснимо, что студия «Пиксар» – идей и сюжетов которой обычно не занимать – решила заново по серьезу крупноформатно вернуться к оживлению старых наезженных персонажей. История первых «Тачек» – искренняя, но, определенного рода местечковая, явно не исчерпывала всей широты и планетарной значимости автомобильного бытия. Вселенной «Тачек» была уготована участь сиквела.

Очередной фильм легендарной студии очередной раз элегантно решен в очередном жанре – теперь зритель погружается в не менее культовый для Америки, чем сама авто-религия, антураж шпионского приключения. К головокружениям от скорости автогонок первой части во второй теперь прибавились и будоражащие кровь погони, к завораживающей мысли «неужели он не финиширует первым?» прибавился и саспенс заносов на поворотах детективных перипетий, к реву гоночных моторов – гаджеты и девайсы шпиономобилей, боевые автотранспортные единоборства и масса чудаковатых персонажей, включая авто-уркаганов с газовыми горелками наголо. Конечно, тут как тут – по всем канонам иронично цитируемого жанра – безумный злодей-профессор, изобретший очередное адское устройство, и коварная мафия, одержимая идеей мирового господства. Полюбившийся некогда зрителям гонщик Молния МакКуин в новом фильме уступил роль главного героя провинциальному простачку Мэтру, впутавшемуся не по своей воле в тенета спецопераций мировых разведслужб, но оказавшемуся на поверку не таким олухом, как мерещилось врагам авточеловечества.

В общем, Пиксар – никто и не сомневался – подарил нам вполне прикольную историю, действительно увлекательную, стильную, прекрасно нарисованную и ничуть не позорящую своих создателей. Поистине, фильмом такого уровня могла бы гордиться любая кинокомпания, если бы речь не шла о Пиксаре…

Пиксар – удивительная студия. Являясь коммерчески более чем успешной, якшаясь с диснеевскими денежными мешками и личностями типа Стива Джобса, тем не менее, вместо вала аляповатых бессмысленных догонялок, погонялок и морализаторских мыльно-семейных киножвачек – уж что-что, а выбить финансирование и посадить тыщу-другую человек на ежеквартальное производство подобного добра им было бы запросто – выпускают по одному полнометражному фильму раз в год (до некоторых пор они укладывались лишь за два), явно подзабыв о ценности тотального обогащения и вовсе как-то «не по-взрослому» организовывая свою работу. Вообще пиксаровская команда – это такие забавные дядьки, которые когда-то в свои двадцать лет ковырялись в примитивных трехмерных программах, анимируя ради прикола модели настольных лампочек, а теперь – в пятьдесят – делают, по сути, то же самое, поочередно режиссируя и совместно продюсируя друг для дружки очередные шедевры. Их мало интересуют чужие сценарии и коммерчески-просчитанные идеи: предложи сценарист какого-нибудь там Дримворкса или Диснея своему шефу, что вместо очередных мохнатых енотиков можно сделать фильм про ржавый мусорный контейнер на гусеничном ходу, и что от этого весь мир станет умиляться и утирать слезу, его подняли бы на смех и уволили за профнепригодность. А дядьки из Пиксара понимают, что душевнее и трогательнее на самом деле мало что можно себе представить, потому, что это каждый из них в душе именно такой же как ВАЛЛ-И коллекционер трепетной всячины, и они также преданы своей детской мечте, как старичок Карл из «Вверх», каждый из них также в свое время добивался признания, как герои «Рататуя» и т.д. Любой пиксаровский фильм – это в первую очередь в основе своей искренняя правда, отчего зрителя (ну, по крайней мере, меня – тоже дяденьки на пятом десятке лет) нет-нет, да и пробьет скупая слеза, ну или глядь – а разливается тепло по сердцу от казалось бы бесхитростной экранной реплики. Потому, кстати, никогда не встретить у Пиксара отрывающихся ради хохмы частей живой плоти, лопающихся или вываливающихся глазных яблок, обугленных в труху тел – таких беспроигрышных мультяшных гэгов всех времен и народов, не потому, что блюдут формат на сцены насилия, дабы продать билеты чопорным мамашкам с целомудренными детишками, а потому, что пиксаровцы понимают, что такое боль. А душевная боль тем паче. Деструкция – это не прикольно, это просто больно. А мультики у них, кстати, вовсе не детские (разве отчасти «История игрушек», но эта история – особая).

Так вот, «Тачки-2» – это практически первый случай, когда я Пиксару перестаю верить. Во-первых, по сравнению с первой частью сломалось тут что-то в основном принципе автомобильного мироустройства. В первом фильме зритель включался в своеобразную игру параллельного существования людей и машин – каждая машинка там делала то, что она и делала бы в реальном человеческом мире, просто людей в кабинах мы как бы не видели: машина шерифа гонялась за машинами нарушителей порядка, как и делала бы это во взаправдашнем мире, машина владельца магазина работала бы при магазине, фургончик хипана или джип отставного вояки оставался одушевлен жизнью своих хозяев. Машины были там, где они по правде жизни могли быть, хотя и не без забавных допущений, но в этот мирок можно было стопроцентно верить.

Вообще, гениальность пиксаровских работ – и коротко- и полнометражек – всегда держится на колоссальной проработанности деталей, речь даже не о разумеющихся визуальных красотах, сколько о логической оправданности и органичной стройности всего, что происходит на экране. Несмотря на всю «выдуманность» анимированного мира, он не терпит огульной псевдохудожественной вседозволенности: к примеру, пиксаровский пес не будет противоестественным образом разговаривать с хозяином человеческим голосом, а если это все же надо, то авторы вполне оправданно и остроумно снабдят его специальным ретранслирующим говорящим ошейником – что гораздо прикольнее, в логичности появления которого тоже сомнений не возникнет, его история тоже будет вполне убедительной и продуманной, и т.п.

С первых же минут второй части «Тачек» начинается в этом смысле легкая белиберда: по сюжету персонаж-шпион оказывается на буровой вышке среди океанских просторов, где видит скопление подержанных малолитражек, осуществляющих мировой заговор. Я еще готов поверить в то, что шпион на своем бондмобиле путешествует по суше и по морю, но чтобы нефтяники в запорожцах заезжали на вахту и парковались на буровой – не слышал ни разу. То есть, машины в этом обновленном мире «Тачек-2» ничуть не параллельны своим посюсторонним прообразам. Ну а далее по ходу фильма еще пуще: машинки самостоятельно начинают слизывать японский хренодер и справлять нужду в туалетах, после чего вся изощренная пиксаровская игра мира первых «Тачек» сходит на нет, превращаясь в банальное «это же сказка, тут все условно». Впрочем, не будь первой части – было бы может и терпимо, но менять на переправе коней, как известно, не рулезно.

Во-вторых, тут Пиксар оказался сам не свой по отношению к главным собственным творческим принципам. К чему приводят семейные недомолвки, что чувствуешь, когда теряешь близкого человека, как обидно, если твоей мечте не удается реализоваться, легко ли переступать через себя ради помощи другому – подобные вещи, такие простые, но реально пережитые, служили эмоциональной плотью предыдущих пиксаровских лент. Будь это хоть суперфантастическая история семейки супергероев – мотивы персонажей не были фантастичны и надуманны, но реальны и искренни. Каждый запал душевного движения героя был на собственной шкурке известен создателю – внутренняя эмоциональная пружинка фильма была заживо пересажена туда из личного душевного опыта. Но во вторых «Тачках» дело оказалось хуже: хичкоковские ходы о случайном человеке, попавшем под раздачу в чужих разборках, действительно, оказываются как-то не очень осязаемы. Да и, видимо, эквивалент личной истории деревенщины-Мэтра авторам в себе найти оказалось сложнее: для комического героя второго плана, каковым Мэтр был в первой части, – вполне, а для главной роли – эмпатии не хватило. Пришлось рассказывать зрителю о том, чего сам не ведаешь, оттого на экране больше, пусть великолепно реализованных, но искусственностей и штампов. По итогу: умом – соглашаюсь, нутром – не верю.

Ну а в-третьих, я не очень понял, в чем смысл фильма, чего за пиксаровской продукцией прежде не наблюдалось. Первые «Тачки», кроме ставшего общим местом месседжа «без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много», наталкивали и на размышления о поляризации мегаполисов и глубинок, об уважении к заслугам былых героев, очередной раз напоминали о сердечной отзывчивости и справедливости. Не глобально, но серьезно. А в сиквеле? Дружба дружбой, еще больше клише и меньше сердца. И вроде бы какой-то закидон на экологическую тему. Но по сравнению с тем, как в их же шедевральном фильме трогательно радовал глаз олицетворяющий ту же мысль зеленый росток, торчащий из старого ботинка, здесь – это лишь маловнятная чехарда вокруг то ли нефте- то ли ненефте-содержащей жидкости для заправки транспортных средств, конечную значимость которой зритель так и не может толком оценить из-за бесконечных перевертышей детективной интриги.

Автоинкорнация Ее Величества Королевы Британии – прекрасна, каламбур «Знакомьтесь: Это Queen. Это MacQueen» – забавен, красоты пяти стран мира – великолепны, находки – остроумны, скорости – головокружительны, но ни любви, ни мечты, ни сердечной теплоты – будто вовсе и не пиксаровский фильм посмотрел.


Оцените обзор, пожалуйста: полный бред или годный, хороший обзор?

Почитайте комментарии к обзору или даже напишите свой комментарий.

Обзоры пользователей

Пользовательских обзоров нет.

Комментариев пока нет. Оставьте свой первым!

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.