|  Забыли пароль?  |  Регистрация  |  Другой способ авторизации: 
Новости   Скоро в кино    Обзоры   
SQD  /  Кино  /  Мультфильмы  /  Иван Царевич и Серый Волк, 2011  / 

Иван Царевич и Серый Волк

Иван Царевич и Серый Волк, 2011

Ох уж эти мне сказочники…
otherwiser, 06.02.2012.
Автор поставил фильму 4.0. Рейтинг обзора: обзор как обзор   

Может я покажусь старым брюзгой, но я еще помню те времена, когда фильмы-сказки показывали раз в неделю по телевизору. Я не очень понимал тогда, зачем тетя Валя перед началом фильма, вместо того чтоб уже показывать самое интересное, зачем-то вкрадчиво с упоением произносила фамилию режиссера Александра Роу и что-то еще про него вдохновенно рассказывала. Я не очень понимал, чему именно она поражается, потому, что сказки, которые начинались спустя минуту после ее речи, были однозначно сказками, их ни с чем нельзя было перепутать. Атмосфера, музыка, логика поведения персонажей – все было там не бытовым и не обыденным, это были Сказки. И мое детское естество в начале каждой передачи протестовало: к чему об этом так долго говорить, разве могут быть другие Сказки – где говорят, как в трамвае, поступают, как в магазине, шутят, как в юмористических передачах? Своим отроческим нутром я точно определял: в фильмах-сказках был особый мир, инобытие, где обыкновенным вещам не было места, а попади они туда, им была уготована иная роль.

И вот ведь в чем штука: конечно, и в те стародавние времена то и дело в запредельную потусторонность сказочных миров авторы протаскивали что-то из нашего – бременские музыканты играли на электрогитарах, Баба Яга отплясывала в мини-юбке модного фасончика и т.п. Сам факт этого перенесения выглядел остроумно, иногда сатирично, иногда такой ход вносил, действительно, дополнительный художественный смысл и порождал свежие коннотации, но все это работало при непременном условии: подлинник, оригинал, канон был целен, он был всем известен, нагляден, доступен, и, ориентируясь на него, зритель и оценивал нововведение. Но шло время, год за годом, постановка за постановкой, элемент за элементом из экранизированных сказочных миров уходили каноны. На первых порах в титре еще принято было приписывать что-нибудь типа «новые приключения…» или «…на новый лад», а потом уже и это делать перестали. Ну да – на дворе двадцать первый век, кругом кустится постмодернизм, приторно веет реминисценцией, и во всех щелях смачно хлюпает полисемантика. Рассказывать сказку в том виде, в каком она существовала столетья до этого – скушно и старомодно. Надо сделать современненько – это ж прикольно.

Прикольно. И мы-то с вами эту прикольность понимаем, а остальные? Нет, не те сухари, что родились без чувства юмора, я говорю о других.

Вот ведь как: если ты – взрослый сорокапятилетний дядька-сценарист, которому тетя Валя все твое детство бережно транслировала сказки в их почти первозданном виде, то тебе, конечно, смешно, к примеру, от того, что Баба Яга (а ты с детства знаешь, как она на самом деле выглядит, разговаривает, действует) вдруг пользуется косметикой для омоложения или ждет, когда ей принесут пенсию – прикол. Мифологическая бабка подобна современной бабке-пенсионерше – ржака. Тебе – сорокапятилетнему. А как это воспринимает ребенок, которому всю его жизнь – все долгих десять лет – показывали, как ведьмы танцуют на дискотеках, цари пользуются компьютером, зайцы играют в азартные игры, Алиса падает в нору, чтобы стать революционеркой и свергать тиранию, Кот в Сапогах славен тем, что в неподходящие моменты сблевывает шерстью, Крысиный Король разъезжает на мотоциклете с пулеметом, и т.п. Этот ребенок не знает и знать не может, как должно быть «на самом деле», откуда? Книжек это поколение не читает, а если читает, то уж точно не примитивные первоисточники – есть и поновее. Мама расскажет? Не, мама перед телевизором посадит и DVD включит. Ну так значит, из фильмов? Вот тут круг и замкнулся, ибо смотрит наш десятилетний зритель то, что, если не ты, дорогой пародист-переросток, так твой столь же одаренный коллега-постмодернист понаписал. И – о удивительно – никто из ваших собратьев по цеху за последний десяток лет не удосужился толком снять канонической сказки. Так что, все эти твои жутко смешные приколы с осовремениванием даже и оценить уже подрастающему зрителю невозможно, ориентироваться-то не на что. Ну мама еще может и посмеется по старой памяти, после кинотеатра и диск дитятке купит, ей смешно, значит – думает она – и дитятко заценит. И дитятко заценивает, вырастает, на прикольных постмодернистских фильмах, прикольных камеди-шоу, прикольном круглосуточно юмористическом радио. Прикольно!

А как же сказки? Вернее, Сказки?

Ну кто с детства не знает сказку о Иване-царевиче и Сером Волке? Видимо, уже никто не знает – ту, где яблоки птица клевала, где царев Сын с Волком сначала птицу эту, потом коня добывали, после – красавицу Елену, Иван то клетку потрогает – запрет нарушит, то уздечки коснется, Волк оборачивался то конем, то девицей. А после вовсе умер Иван, а затем воскрес.

– Не-не-не, я ж мультик видел, прикольный такой: никакого там «умер-воскрес», там про «Русское радио» шутка смешная была и еще про то, как Василиса Премудрая хотела свой бизнес открыть, а русалка пять раз повторила, что она соскальзывает. Да и Иван «царевич» вовсе не потому, что сын царя, никакой он никакому царю не сын – я тебе ссылку скину на мульт, сам убедись…

Тут и сказочке конец.

И все Леви-Строссы, Проппы, Лотманы и академики Лихачевы – идите в… в кинотеатр идите, на очередной замечательный фильм от студии «Мельница». И забудьте про всякие там этнокультурные идентичности, про архаические структуры бессознательного, социальные эстафеты, пассионарности и прочую вашу скучнущую чушь про функцию мифа (сиречь сказки). Прикольней надо жить, современнее: богатыри рекомендуют – «Иван Царевич и Серый Волк» (Россия, 2011), – никакого вашего «умер-воскрес», архаических табу, семантических родовых связей и культурных кодов. Зачем это отечественной публике? Этническая идентичность нового поколения россиян куется мифом телерекламы про памперсы, и народные сказки тут не причем. Какая еще скрытая мудрость праотцев – вы чо?!!

И неужели деятели из «Мельницы» случайно оплошались, и так уже в пятый раз? При всем том, что очередной мультик-то, в общем, у них вышел опять неплохой, с шутками, красивыми картинками, милой озвучкой… Вопрос только один: зачем эти хорошие профессиональные люди одели своих персонажей в сказочные костюмы и чужие легендарные имена им дали? Да – простой паренек мечтает стать пожарным, да – девица получает третье высшее образование, да – ее папа, руководитель высшего звена никого не боится, кроме дочери, и т.п. Ну хорошая же история, снимайте ее со своими родными именами и лицами, и пусть дальней кромкой сознания в ней косвенно угадываются былинные герои и архетипы. Зачем же все наоборот? Неужели исключительно ради кассы?

И вот вроде немного лет минуло с тех пор, как перестали показывать по телевизору тетю Валю, а я уже понимаю, чем отличаются фильмы Александра Роу от других. Впрочем, говорят, что даже где-то еще остались режиссеры, которые умеют строить свои – те самые иные, Сказочные Миры, – где-то такое может снимать Гиллиам (если с продюсером не поссорится), и Бертон (когда со сценарием не пролетит), или, к примеру, Питер Джексон, или тот же Лукас. Вот, кстати, лукасовский эпос родился тридцать пять лет назад, а пересматривать до сих пор хочется, и я верю, еще будет хотеться не одному поколению до скончания времен, но почему-то авторы не обозвали Дарта Вейдера Кощеем, они что, о кассе не думали? Так почему же наши продюсеры пытаются раскрутиться на «народных брендах»? И почему Голлум у Джексона – достаточно скользкий тип – ни разу не жалуется на то, что он соскальзывает, хотя сценарий создан «по мотивам», ну сложно что ли шутку было вписать? Ведь это обязательно надо сделать – ради кассы… (А может, жалуется? Может, я просто смотрел невнимательно?)

А может, просто не этим касса-то собирается? Отчего же вам, о мельницевские кудесники, не сосредоточиться на главном, ведь сказки же снимаете вроде, одну за одной, а вот миры у вас… герои говорят — как в трамвае, поступают — как в магазине, шутят — как в юмористических передачах… А ведь этак вовсе получаются не Сказки.

И да пребудет с нами тетя Валя!


Оцените обзор, пожалуйста: полный бред или годный, хороший обзор?

Почитайте комментарии к обзору или даже напишите свой комментарий.

Обзоры пользователей

Пользовательских обзоров нет.

 
takoi_je   19:12:06, 14 марта 2012 я так понял, просто наши товарищи хотят быть в тренде стебных мультфильмов, рассчитанных как на детей, так и на взрослых. мож, когда и сделают, что-нибудь приличное.
а детьми пусть родители занимаются

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.