|  Забыли пароль?  |  Регистрация  |  Другой способ авторизации: 
Новости   Скоро в кино    Обзоры   
SQD  /  Кино  /  Комедии  /  Самоубийцы, 2012  / 

Самоубийцы

Самоубийцы, 2012

На счет «раз»…
otherwiser, 08.03.2012.
Автор поставил фильму 3.0. Рейтинг обзора: обзор как обзор   

От российского кинематографа… ой, простите, от того продукта индустрии развлечений, который показывают в кинотеатрах… ой, простите, в мультиплексах… уф, как хорошо, что в современном языке все-таки есть хоть немного слов, которые позволяют не перепутать божий дар с яичницей, – в общем, сюрпризов ждать не приходится. О том, что искусством там давно не пахнет, и так понятно, но иногда – особенно, когда продюсеры, расписывая УТП (уникальность торгового предложения) своей продукции, прямым текстом заявляют о новой уникальной функциональности – я с недоверием, но соглашаюсь, что движущиеся картинки могут еще и нести важную социальную функцию. Ну да, слышали мы когда-то про «главное из искусств», коим можно продвигать в массы идеологию какого-нибудь там «…изма». Какой «изм» несут народу всякие «Любови-моркови», продюсерам видимо не было досуга подумать, а тут вдруг – решили: «А не взяться ли нам за проблемы суицида? Протерапевтируем-ка мы социальные… эм-м… недочеты нашего, так сказать, современного общества!»

И взялись. Долго ли умеючи-то: режиссер – пацан молодой – дюжина пистолетов в кадре, все такие бац-бац, а тут топор в голову – хач! и сосульки такие с крыши – вух! и такая гора трупов – на! – а чо бы не снять кино-то? И сценаристу так ласково, на ушко: «Ты там, браток, напиши, чтоб дебилу понятно было – самоубийцы выглядят придурками, записал? при-дур-ка-ми, и что так, как они, делать – глупо, записал? так, вот теперь держи списочек самых частых причин самоубийств, распредели каждому персонажу по одному пункту, всё понял? не перепутай, по одному! и быстрее, там уже фонари привезли, камеры подключили, и Гоша Куценко за гонораром уже к кассе рвется, а его еще отснять надо… да не, ну надо-надо…»

В общем, теперь уважаемый кинопроизводственник смело может выйти на трибуну и сказать: попробуйте новую отечественную молодежную комедию, теперь со вкусом черники… извините, теперь с новой социальной тематикой по уникальному, разработанному нашими специалистами, сценарию.

И зрителей, как положено – полный стадион.

Сразу скажу, что по поводу оригинальности дяденька, конечно, загнул. Такой винегрет из всего чего угодно – от «Достучаться до небес» до, собственно, самой идеи Стивенсона, что в позапрошлом веке забавно писал про то, как суицидально настроенные джентльмены собирались в клуб по интересам, – по своей вторичности даст фору лучшим представителям породы. По поводу комедийности, в общем-то, тоже: глядя, как неказисто играют исполнители главных ролей классическую жанровую пару «белый – рыжий», мне становится лишь грустно. Так что и с комедией продюсер погорячился.

А что же сказать по поводу черники… ой, простите, терапевтического эффекта и той особой категории зрителей, кому этот фильм призван помочь?..

Очень хорошо, что фильм «Самоубийцы» никак не сможет повлиять на число самоубийств в стране ни в положительную, ни в отрицательную сторону: авторы постарались – заглавные персонажи показаны столь неумело, что ни один из действительно суицидально настроенных людей себя никак с ними не отождествит. А не то, если б кто-то отождествился, и судом могло бы запахнуть. Представьте только, если тому человеку, действительно самоубийце, что уже по ту сторону грани отчаянья, некто пошлет эдакий привет из нашего мира: «глянь, да ты так же смешон и фальшив, как тот Стычкин». Я бы лично убился в два раза быстрее, ибо провокация чистой воды.

Просто чудесно, что ничего не знают авторы о сведении счетов с жизнью, и как замечательно, что не знакомо им это желание. Зато (судя по тому, что вложили в своих героев) не прочь они были бы строчить из автоматов по витринам, грабить банки, халявно затариваться в супермаркетах, бить морды плохим парням и иным образом издеваться над представителями власти – ну в общем, на самом деле абсолютно никакими собственными желаниями авторы, видимо, не обладают в принципе. Лишь готовым чужим набором из того, что увидено по телеку или подсмотрено в журналах «о красивой жизни».

Самое забавное, что где-то в середине фильма авторы даже сами себя на этом ловят, раз десять устами персонажей задают вопрос о желании, собственном желании, последнем желании и – что и требовалось доказать – по итогу загоняют себя в тупик до такой степени, что очередные полфильма просто становятся скучными. Ни одного человеческого желания никому из персонажей придумать так и не получается, поэтому зритель, зевая и почесываясь, досматривает высосанный из пальца вялый прейскурант из историй о тимуровском благородстве вперемешку с невошедшими в первую часть программы обязательными пунктами кодекса общества потребления. Похоже, что таким образом авторы как бы намеревались сказать своему особому зрителю: «Дорогие самоубийцы, как же вы можете уйти от нас, посмотрите – вы еще не попробовали наш десерт, а еще мы рекомендуем вам биточки, и специально для вас комплимент от шеф-повара… постойте-ка, а со своей едой у нас не положено, и не выдумывайте из головы, заказывайте только то, что есть в разблюдовке, она, между прочим, утверждена санэпидемстанцией!»

Как прекрасно, что дорогие самоубийцы не могут оценить сей ненавязчивый сервис. Собственно то немногое, что в фильме сказано на их языке, что одинаково звучит по обе стороны рубежа экзистенции, сказано-таки героем Куценко (уф, вот теперь ему можно смело бежать в кассу) – это монолог о тотальных обязательствах: «Каждый человек кому-то должен, и никто не может так просто уйти, Ты родился – и уже обязан за это заплатить, за каждый день своей жизни ты должен…» и тому подобная банальщина, но в данном случае являющаяся хоть насколько-то адекватной заявленной теме. Подобный поток мыслей действительно бьет с настойчивостью перфоратора в мозг отчаявшегося человека. Кроме этого фискального запроса со стороны нашего мира реальный самоубийца ничего не слышит и не воспринимает (оттого чудовищны кочующие из издания в издание «советы психолога», типа, напомнить подростку о том, что своим глупым поступком он сделает больно своим близким, и он обязан… ой, почему-то получилась еще одна кровавая лужа!), а единственная возможность ему помочь – это даровать этой медали с надгробной надписью «долг и обязанность» вторую сторону. Формально вроде бы все со школьной скамьи знают: существуют права и обязанности. Только что обязан делать молодой человек в этом мире – ему напомнит каждая собака, а вот заикнись он о том, что имеет право – на смех поднимут. Какие еще у тебя, сопля, права! Да такие же железобетонные, как и обязанности. А вы не знали?!! Итак, внимание – заглядываем в спасительный фильм, что же говорят «лекари от кинематографа» на эту тему? А ничего не говорят. Персонаж Куценко под гнетом своего монолога о долге пускает себе пулю в лоб, как бы намекая особому зрителю, что никаких способов справиться со всем этим грузом нет – следуйте за мной, привет Стычкину.

И очень хорошо, что фильм этот не возьмут на заметку реальные самоубийцы. Потому как единственная идея, которая могла бы их хоть как-то подлечить, в фильме читается так: «Обременен долгом? Так нарушай, что посчитаешь нужным. Исполняй лишь то, что тебе приятно. Однова живем!» Месседж, быть может, и спасительный, но ни в какие ворота не помещающийся. Если и воодушевится наш отчаявшийся зритель, вылезет из петли, то быстренько наделает новых долгов – и обратно. Как был тварью дрожащей, так прав и не заимел.

К счастью, и остальные зрители, те что пришли типа поприкалываться над придурками-самоубийцами, столь замечательной идеей воспользоваться тоже не смогут. Хотя бы потому, что выкинут воспоминания об этом фильме еще не выходя из зала, под кресло кинотеатра вместе со смятой пивной банкой и упаковкой от хрустяшек: «Чо-то почти не поржали…»

Удивительно одно: как хрустально чисто, как чужеродно и как печально-резюмирующе парит над фильмом – над всем этим скопищем якобы комических трансвеститов, сутенеров, пьяных ментов и иных персонажей, сошедших с экрана просроченного отечественного телеситкома десятилетней давности, – песня Борисборисыча: «Я инженер на сотню рублей, и больше я не получу. Мне двадцать пять, и я до сих пор не знаю чего хочу».


Оцените обзор, пожалуйста: полный бред или годный, хороший обзор?

Почитайте комментарии к обзору или даже напишите свой комментарий.

Обзоры пользователей

Пользовательских обзоров нет.

Комментариев пока нет. Оставьте свой первым!

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.