|  Забыли пароль?  |  Регистрация  |  Другой способ авторизации: 
Новости   Скоро в кино    Обзоры   
SQD  /  Кино  /  Приключения  /  Хоббит: Нежданное путешествие (The Hobbit: An Unexpected Journey), 2012  / 

Хоббит: Нежданное путешествие
The Hobbit: An Unexpected Journey

Хоббит: Нежданное путешествие (The Hobbit: An Unexpected Journey), 2012

Ожидание нежданного
otherwiser, 27.10.2013.
Автор поставил фильму 8.0. Рейтинг обзора: обзор как обзор   

И ведь зарекался: ни за что! Чтобы три за раз?!! Публично – миллионы глаз тому свидетели, как только закончил «Возвращение Короля». Снова мотаться на велике от одной съемочной площадки к другой? А там понять, что на третьей – швах, и туда? А площадок-то шесть.
 
И ведь решил: не сяду! Пусть кто другой снимает, только уж больше не сам. И милейший человек дель Торо вроде согласие дал. Но нет – права, разрешения, деньги, формальности, годы – и вот снова в кресле режиссера снимает три фильма одновременно. И где тот Сэмуайз Гэмджи, что донесет до последнего рубежа?
 
И ясно, что в одну реку не войти дважды, и понятно, что две бомбы в одну воронку не падают. Тем не менее, кто-то однажды точной фразой резюмировал смысл происходящего: «Питер Джексон – это лучшее, что случалось с миром Толкина».
 
И тут рьяный толкинист, быть может, вправе разразиться моргульскими проклятьями, но если Джексон – это и плохо, то по сравнению со всеми остальными, он – лучшее. Вспомните всех этих садовых гномиков с их разноцветными колпачками в былых экранизациях. Вспомнили? То-то! И признайтесь себе честно: Профессор явно писал о другом.
 
Фильма ждали почти десять лет. Сначала думали – «неужели?», потом – «разумеется!», после опешили – «так одного или двух?», а в конце концов оказалось, что будет три и конца в скором времени не предвидится. Дождались первого (дольше, наверное, только норштейновскую «Шинель» ждать придется). И вот: новый Бильбо в старой норе, новые гномы со старым гонором, молодые истари в старом Ривенделле, новые орки в старых лохмотьях, и только прежняя шляпа на сером маге, да прежний Голлум со своей вечной трагедией. «Пропала! Моя Прелесть пропала!» – снова разносится по кинотеатрам всего земного шара. А на экране неведомое доселе 48 HFR 3D 5K (или как там… черт ногу сломит в этих технических закорюках). Кто-то обалдел, кто-то поплевался. Прошел шепоток о сравнительно честных способах отъема денег у населения. Циферки обсудили, перешли к сути. Говорят, сюжет слишком линейный, темп слишком затянутый, приемы слишком предсказуемы, самоповторы слишком очевидны, и нагружено слишком много на хиленький каркас простой детской книжки-первоисточника. Только, простите, а собственно какие претензии к ПиДжею?
 
Вспоминается мне давняя история моей юности. Мы с закадычным другом, будучи тогда в общем средними учениками в общем средней школы, совершили личный культурный подвиг – самостоятельно освоили шестиструнную гитару и научились недурно петь дуэтом. Было у нас штук пять самых любимых песен, их мы в основном и пели. И вот однажды в летней загородной поездке принялись очаровывать мы публику своим умением. Очаровали. Глазки в ночи так и сверкают. Просят, чтоб спели еще. Поем еще пару песен, потом еще. Потом любимые песни заканчиваются. Поем нелюбимые. Ночь теплая, неспешная, публика не расходится. Наконец оказывается, что больше двух десятков песен мы спеть не можем, под гитару дуэтом, искренне выложили все, что знали. Говорим, мол, всё спели. И тут девочки начинают дуть губки и предъявлять нам своё: «Ах, вы больше не хотите нам петь, вот вы какие, значит…» А какие? Ну по второму кругу можем то же самое, с удовольствием – не вопрос.
 
И вот выходящие из мультиплексов после «Хоббита» кинолюбы начинают аки те барышни надувать губки и предъявлять свое «ах, вот вы какие» в адрес Джексона и его команды. Почему в «Хоббите» всё то же самое, что и во «Властелине Колец»? Ну попросту потому, что в предыдущие три фильма – суммарно почти 12 часов экранного времени – вложено всё по полной от каждого из столпов проекта. Джон Хоу и Алан Ли создали визуальную вселенную Средиземья, Ричард Тэйлор с командой из Weta-мастерской вылепили, вырезали и выковали это своими руками. Эндрю Лесни снял, а Питер Дойл нашел тот способ цветовой коррекции кадра – ту знаковую и безошибочно узнаваемую теперь картинку фэнтези-кино. И, разумеется, лишь благодаря Питеру Джексону этот мир зашевелился и зажил с тем стильным озорством с одной стороны, а с другой – той эпичностью и тем колоссальным почтением к великим событиям древности, канонам воинской славы, ритуалам и традициям каждого из народов. И конечно сценаристы, и конечно актеры, и конечно технари всех мастей. Творцы трилогии создали то, чего раньше до них не бывало. После них – да, любой старшеклассник знает как надо снимать фильмы этого жанра. Для справки: в годы моей шестиструнной юности советский молодежный журнал таким образом объяснял смысл заграничного термина: «фэнтези» – «научно-фантастические сказки». Так все и считали (даже те, кто никогда не листал советских журналов). Это нам, посмотревшим четвертый фильм этой великой команды, даже на ум не придет наряжать персонажей в пресловутые разноцветные гномьи колпачки, приделывать им мультяшные носы и заставлять по-мультяшному же кривляться. А ведь это считалось в порядке вещей, это же киноразвлекушки для детишек – про магов, эльфов, драконов, троллей и королей! Сама мысль о том, что жанр фэнтези – это жанр исторического кино, до того, как джексоновская трилогия начала выходить на экраны, звучала как полнейший бред. Это сейчас мы, уже пресыщенные всеми этими «Играми престолов», думаем, что иначе никогда и не было. Я не могу себе представить ни одну экранизацию «научно-фантастической сказки», в которой столько внимания и такта было бы уделено, например, воинской чести и ратному благородству – такое редко встретишь и в «серьезных» исторических фильмах, снятых специально о реальных войнах. И вообще, где-то вы видели такое отношение к исторической подлинности материала – и не важно идет ли речь об истории реальной или вымышленной, – как это почему-то впервые сделал Питер Джексон сотоварищи? Но ведь нет, возвращаются из кинотеатров доморощенные знатоки и на чем свет стоит поливают «Хоббита» за вторичность, будто авторы ленты и вправду у кого-то там подсмотрели стиль, позаимствовали приемчики, сдернули фишки и теперь сляпали что-то явно хуже оригинала. Так ведь это и есть оригинал, именно эти авторы и есть авторы этого стиля, совместно они умеют петь именно эти свои двадцать песен, и в очередной раз они исполнили их так, что другим и не снилось.
 
Впрочем, действительно после засмотренного до дыр «Властелина Колец» кажется будто бы первый фильм новой трилогии градусом как-то пониже. Но напрягите память, вспомните как воспринималось «Братство кольца», когда мы еще не ведали, чем и как оно продолжится. Два с половиной часа мы следили, как группка героев перемещается по череде локаций, каждая из которых отличалась от предыдущей собственным цветом кадра и мастью врагов, а в результате путешествие ничем толком так и не закончилось. Тогда казалось, что это не кино, это – чистой воды компьютерная игрушка, пусть и с приличной графикой, но слишком простым линейным сюжетом и слишком статичными персонажами. Сейчас-то мы понимаем, что «Братство…» – это не отдельный фильм, а кусочек, фрагмент, тематическая экспозиция, развитая после в «Двух башнях», где сюжет уже делится на три линии, и достигающая кульминации в «Возвращении…», где линий этих уже полдесятка и монтажные переключения между ними раскаляют такой нерв, что и девяти финалов еле хватает, чтоб история осталась завершенной. Но получилось бы это, не начнись всё повествование с того бесхитростного задела? Вряд ли. Он должен быть, и быть именно таким. И сейчас тот же коленкор: какую роль ПиДжей отвел первому фильму «Хоббита» – знает только один ПиДжей, лишь в его голове пока живет цельная драматургия и нерв всей десятичасовой ленты. Другой вопрос: вытянет ли, простроит ли, осилит?
 
И ясно, что нет былого азарта, и понятно, что в одну реку не войти дважды. Ведь зарекался: ни за что! Но нет – снова снимает три фильма за раз.
 
Однако, ждать уже не долго. Вот-вот уже увидим «Пустошь Смауга», еще всего лишь годик – и третий фильм. А еще пару месяцев спустя выйдут окончательные режиссерские версии последних эпизодов и расставят все точки над i. Можно будет сесть и почти сутки неотрывно смотреть тот самый фильм, все шесть частей, целиком. И вот тогда…


Оцените обзор, пожалуйста: полный бред или годный, хороший обзор?

Почитайте комментарии к обзору или даже напишите свой комментарий.

Обзоры пользователей

Пользовательских обзоров нет.

Комментариев пока нет. Оставьте свой первым!

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.