|  Забыли пароль?  |  Регистрация  |  Другой способ авторизации: 
Новости   Скоро в кино    Обзоры   
SQD  /  Кино  /  Приключения  /  Хоббит: Пустошь Смауга (The Hobbit: The Desolation of Smaug), 2013  / 

Хоббит: Пустошь Смауга
The Hobbit: The Desolation of Smaug

Хоббит: Пустошь Смауга (The Hobbit: The Desolation of Smaug), 2013

Хоббит: туда и туда…
otherwiser, 25.12.2013.
Автор поставил фильму 8.0. Рейтинг обзора: обзор как обзор   

Чуть дрогнула рука Мастера. Штрихи стали короче, удары чаще, размах резче, пыль и мраморный щебень никогда доселе так нервно не взвивались под потолок мастерской. Вместо неспешно вьющихся эпических росчерков – мелкая вязь ломаной геометрии. Но так или иначе, дело мастера боится, в рассеивающихся клубах предстает нашему взору очередная великая руна – вторая по местоположению и пятая по времени нанесения – великая руна в надписи киногексалогии великого мастера Питера Джексона. На сей раз это фильм «Хоббит: Пустошь Смауга».
 
И, собственно, было из-за чего дрожи той появиться. Сам затеял – самому и расхлебывать. Завершающая эпос трилогия о Кольце была снята десятилетие назад. Спорное и рискованное решение воплотить преемственность между новым и старым проектами было однажды принято и, хочешь не хочешь, на переправе ни одной из впряженных кобылок уже не поменять. И вроде лихо начал – с чувством, с толком, в прежнем стиле и с тем же настроем. Так бы и продолжал. Но простому люду, как оказалось, нет интереса до великих замыслов с эпическим замахом. Видите ли, публике, привыкшей приходить в кинозал лишь для того, чтоб за пару часов развлечь себя лицезрением того, как добро очередной раз надругалось над злом максимально доступным современной технике способом, первый «Хоббит» показался излишне неспешным и вообще бессмысленным. И кому какое дело, что это, по сути, пролог к эпопее суточной длительности – все обнаруженные рифмы с «Властелином Колец» были наречены самоповторами, мелькающие в кадре «будущие» герои – неуместным лебезением перед фанатами, визуальные и сюжетные арки – признаками скудоумия авторов. Новые же персонажи по иронии судьбы оказались в основном недорослями-гномами – ну то есть далеко не двухметровыми голубоглазыми сексапильными блондинами, о ком можно помечтать на скучной паре, ну или хотя бы на чьи полуобнаженные торсы просто приятно три часа пропялиться в кинотеатре. Одна зацепка – сюжет. Может, ради этого стоит сходить в кино на следующий фильм? Чем дело-то кончится?
 
И вот на этом моменте режиссеру-монументалисту, разумеется, суждено было забеспокоиться и резонно подсуетиться, ибо «дело кончится» мало-мальски лишь в третьем фильме. Книжку кое-кто читал, знают: там будет Битва Пяти Воинств, а в батальных сценах ПиДжея мало кто превзойдет – спору нет, фильм не может не выйти зрелищным. Но это третий. А весь второй-то о чем? Уже видали: тролли на нагорье, гоблины в пещерах, орки на собаках (и на языке так и вертится «жаба на метле»). Схема событий и далее по каноническому тексту одна: медведь у дома Беорна, пауки в Лихолесье, дракон в Эреборе... И даже реанимированному ежу Себастьяну уже становится ясно, что если продолжать рассказывать эту историю прям как у автора, то это мало кого согреет и навряд ли уже кого впечатлит…
 
И тут, как и подобает хорошему сказочнику, прищурив лукавый глаз, Джексон принимается вворачивать в скучнеющий исходник свои байки, шутки с прибаутками, детали, действия, персонажей, начинает путать, дурить, интриговать, ведь, как известно, хорошую историю грех не приукрасить. Конечно же, из жанра «сказки на ночь» история в результате уже переваливает в другую весовую категорию – но ведь детишкам и не хочется вечно спать, детишки хотят лазать по деревьям, скакать по ветвям, охотиться на орков, падать в водовороты, гонять за драконами на вагонетках по рекам расплавленного золота! Короче, выходит из сказочника Джексона такой классический «усатый нянь» – детворе на радость. Причем, хулиганский задор искренне заставляет его почти впасть и собственное босоногое детство, проведенное, как известно, в трешевом полуподвальчике киноиндустрии. Столько порубленных орочьих тел, непосредственно на глазах почтеннейшей публики заживо пробитых вражеских черепов и отсеченных конечностей, что мило украшают кадр во втором «Хоббите», пожалуй, не было ни во одной из зрелых джексоновских лент, разве что в далекой еще «дотолкинистской» его юности. Заметьте, если б возрастной ценз позволял доподлинно визуализировать все анатомические подробности, то кровищи в кадре от всего этого отрубленного и простреленного, пожалуй, было бы что у твоего Тарантины. Но детям это нравится, сколько бы десятков лет им накануне просмотра ни стукнуло.
 
Разумеется, находятся и правильные девочки, которым не по нраву подобные прыжки в сончас, когда положено ладошку под подушку, а щечку на подушку. И сказки положено читать по слогам в книжке, а не придумывать из головы, и конечно взрослым «все будет рассказано». Строгие синефилы поставленным голосом заведующей детского комбината выскажут после «Пустоши Смауга» свои эпитафии жанру кинематографического фэнтези, а Джексону будет поставлено на вид за истребление надежд и глумление над стилем. Подумать только: мочить фэнтези-дракона в индастриал антураже аки дешевого восьмидесятного терминатора! Каково!
 
Однако понятно, что хотя Питер Джексон и не прочь слегка порой пошалить, во-первых, он знает в этом деле не только толк, но и меру, а во-вторых, вряд ли ради детсадовского экшена – этой вечнорадующей, но быстро приедающейся «битвы на подушках» – вдруг забудет о главной своей цели: он все же ваяет эпос эпосов, коих не делал до него никто и никогда. Прохладный мрамор этой громады в состоянии остудить любое мальчишество и укрепить мужское здравомыслие. И даже если рука начинает подрагивать, мастер знает свое дело. Есть у Джексона свой особый прием, наработанный вместе со всем прочим уникальным инструментарием за десятилетия полифильмового производства. Прием, о котором вряд ли подозревают те, кто раз в год случайно заходят в кинозал ради разрекламированных чудес компьютерной графики, пропиаренных лиц кинозвезд и заоблачных цифр бюджета поглазеть на жизнь обитателей какого-то там Средиземья. Инструмент, которым, вряд ли в состоянии воспользоваться хоть один другой режиссер, хотя бы потому, что ни один из них ни прежде ни впредь не снимал и вряд ли будет снимать так, как снимает ПиДжей – все за раз, да еще и, считай, задом наперед.
 
На первый взгляд казалось бы знакомая всем техническая реальность: не секрет, что каждого хорошего фильма существует в мире как минимум по паре версий. Версия режиссерская – то есть, та, что автор задумывал и самоотверженно умудрился-таки снять, и версия прокатная – то, во что потом алчные продюсеры ее превратили, нещадно покромсав, выкинув часть «ненужных» сцен и приделав зрелищный и слащавый «хэппи-энд» ради заботы о кассовых сборах. Также не секрет, что каждый вышедший фильм джексоновской эпопеи имеет свой расширенный вариант – режиссерскую версию. Но лишь внимательные поклонники догадываются обратить внимание на небольшую, но принципиальную разницу: финальный монтаж каждой расширенной версии собирается не прежде прокатной премьеры, а гораздо позже. Мало того, через месяц-другой после выхода одного фильма, следующая, очередная часть эпоса уже вчерне целиком смонтирована. Режиссер уже точно знает, как и о чем он скажет дальше, и оттого имеет уникальную возможность залатать, переделать и отшлифовать предыдущую часть так, чтобы она максимально безупречно срослась с остальным повествованием: динамика сцен, акценты, детали, планы, добавленные и измененные фразы в диалогах – все это, поистине не существенное для разового попкорнового просмотра в кинотеатре, теперь – перед взглядом вечности – занимает свои места. И если вы хотите насладиться всей полнотой просмотра очередного фильма – внимательно гляньте на конечный вариант предыдущего. Такое вот ноу-хау.
 
Что за белые камни будет требовать от Торина Трандуил во второй части? Отчего пожилой Бильбо отправится писать свою книгу в Ривенделл в четвертой? А не странно ли, что Кили ни с того ни с сего принялся засматриваться на эльфиек в кишащем пауками лесу?
 
Однако Джексон, с каким бы упорством ни уверяли нас в обратном заносчивые верхогляды, не терпит нелепых сценарных ходов, его персонажи не совершают действия на пустом месте, линии отношений, симпатии, разочарования и конфликты не рождаются из воздуха – Джексон снимает полноценное кино, умное, выверенное, настоящее. Он чтит принципы Профессора Толкина, который, как известно, до последних дней жизни заполнял лакуны, прояснял и прочерчивал линии, связующие сотни событий и персонажей истории своего Средиземья.
 
И казалось бы почти смехотворно: подправленный первый «Хоббит» по хронометражу всего минут на семь длиннее кинозального собрата, чего важного там можно разглядеть? Да, лишь акценты, детали, намеки. Но будьте уверены, в первом фильме «Хоббита», не прокатном, а настоящем, появляются ответы на многие вопросы последующих. Стоит ли вспоминать, что полные версии фильмов о Кольце порой минут на сорок с гаком перекрывают театральные аналоги. И это не вырезанное лишнее, а добавленное нужное.
 
И потому наверняка в полноценной версии «Пустоши Смауга» кроме скачущих в диком раже орков и слепящих всполохов драконьего огня, так необходимых неразборчивой кинопублике, будут явлены нам и полные диалоги, и опущенные сюжетные линии, все те знаки и зацепки, накрепко связывающие шесть неподражаемых лент – шесть букв, что, как ни хороши каждая по отдельности, лишь вместе позволяют прочесть то особое магическое послание. Воистину магическое, ибо чем-чем, а магией кино Питер Джексон и его великолепная команда владеют бесспорно.
 
Кстати, когда будете смотреть весь двадцатичасовой фильм, обратите внимание: по мрачным улицам деревеньки Бри в течение шестидесяти лет бродит странный тип с морковкой в зубах, на лицо – вылитый ПиДжей. И это явно неспроста…


Оцените обзор, пожалуйста: полный бред или годный, хороший обзор?

Почитайте комментарии к обзору или даже напишите свой комментарий.

Обзоры пользователей

Пользовательских обзоров нет.

Комментариев пока нет. Оставьте свой первым!

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.