|  Забыли пароль?  |  Регистрация  |  Другой способ авторизации: 
Новости   Скоро в кино    Обзоры   
SQD  /  Кино  /  Приключения  /  Хоббит: Битва Пяти воинств (The Hobbit: The Battle of the Five Armies), 2014  / 

Хоббит: Битва Пяти воинств
The Hobbit: The Battle of the Five Armies

Хоббит: Битва Пяти воинств (The Hobbit: The Battle of the Five Armies), 2014

The Last Goodbye
otherwiser, 24.12.2014.
Автор поставил фильму 7.5. Рейтинг обзора: обзор как обзор   

А он им так рукою — хоба!, а они все одновременно – вух-жих!, и тут они такие из-под земли – на!, а этот прям на кабане по ним – хыч-хыч!, а тот на лосе прям – э-э-э!, и они такие на рогах все – а-а-а!, а те на козлах – фигась!, а этот тому – бац!, а тот под лед – бульк!, и потом так проплывает, типа всё, а потом ему снова – жах!, а те прям с неба – бац!, и такие камни вниз, а он по ним вверх – раз!, ну и, короче, в общем, вот…

Да. То, во что многие не очень-то верили, но на что всё-таки тайком смели надеяться, в конечном счете так и не случилось. Ведь случись оно, перевернись мир вторично от руки одного и того же мастера – о боги! – в таком мире невозможно было продолжать жить. Каково это: каждой клеткой тела чувствовать, как на диаметрально противоположной стороне земного шарика по диким тропинкам Новой Зеландии ходит он, вот так же, как я сейчас тут? Да, мы можем жить спокойно: третий фильм про хоббита не превзошел прежний третий фильм про хоббита. ПиДжей обещал нам больше никогда не повторять этот подвиг, не делать, как тогда, три фильма за раз – и обещание свое, считай, сдержал: эти три фильма – совсем не те три фильма.

Нынче принято на эту тему умничать. Лишь лентяй-невежда не попрекнул Питера Джексона за то, что, мол, незачем было из тонюсенькой детской книжки раздувать восьмичасовое эпическое кинополотище. За то, что «драконий недуг», прекрасно показанный в последнем фильме, лишь потому выглядит столь убедительно на экране, что снимался с натуры – именно ему подвержены исключительно все, включая самого ПиДжея, продюсеры «Хоббита»: бабла им охота так, что аж разум кренится! Помянули ему и реки девичьих слез, ибо только циничный расчетливый гений бессовестного сценариста-режиссера мог так зверски укокошить самых красивых мужчинок гномьего Средиземья, вместо того, чтобы (раз уж всё равно отсебятины понаснимал) справить им под финалочку свадьбы, наградить коронами, ну или еще каких плюшек пораздать. Мало того, даже и достойными похоронами не почтил (по крайней мере, в прокатной версии фильма) – бросил как дворовых собачек без вести, вместе со всеми их королевскими родословными и пресловутыми Аркенстонами. И то, что за каскадами визуальных аттракционов – компьютерных массовок и чудо-хореографии сольных боев – по сути не усмотреть ни сюжета, ни морали, ни хотя бы какого-то особенного душевного настроения. Хотя да, там все такие – бац! вух! жах! Но и музыка как-то уже не та, и персонажей уже невозможно полюбить.

И многое из этого списка выглядит справедливым. Правда ваша: Джексон очевидно устал снимать этот почти суточной длительности фильм. А кто б на его месте не устал? В «Битве Пяти воинств» это, пожалуй, чувствуется более всего. Каждое из колесиков, рычажков и пружинок этой машинки само по себе почти совершенно – видно, как заставлял режиссер своих цеховиков всё шлифовать и допиливать. Но взглянуть на это с высоты, суметь собрать и откатать всю эту конструкцию вкупе, настроить этот инструмент уже, похоже, сил никак не осталось: оттого сцеплены все превосходные детали не стройно, что-то буксует, что-то пробалтывается, что-то даже крутится в обратную сторону. Вместо стремительного плавного шуршания и завораживающего сияния небесных огней – спонтанные фейерверки искр и неприятное постукивание. Что, в общем, тоже эффектно.

Конечно, очень охота списать все эти косяки на спешку и здравый пофигизм расчетливых создателей. Если кто в теме – гляньте на отчеты со съемок. Сравните, как некогда вальяжно рассуждали демиурги в монтажке «Властелина»: «А как бы мы еще могли решить эту сцену?», – с теперешними хрониками «Пустоши Смауга», где документалист становится очевидцем зубодробительной сцены: последние секунды звуковой дорожки досводят при уже стоящем в дверях курьере, увозящем фильм в тираж. И тут всего лишь резонный расчет: в кинотеатр зрители пойдут смотреть на Битву, и мало кого там заинтересуют тонкие психологизмы, душевные метания и мелкая нестыковка крупных сюжетных линий. Если уж надо чем-то жертвовать, демиурги не могут быть не правы: «вуф! бах! и бэмс!» на месте, а остальное вполне еще можно неспешно подлатать к выходу полной дисковой версии. В общем, не успели и пошли на компромисс – могут себе позволить.

Бытует, правда, мнение, что Джексон в общем-то и изначально не собирался переплёвывать свой же собственный шедевр про Кольцо, затеял вторично эту историю исключительно «для фану», побалдеть с новыми камерами, поставить несколько радующих глаз батальных сцен, ну и просто, раз никто не берется за это, как он когда-то, прям по серьезу – всякие там дель Торо и иже как-то не выразили оголтелого фанатизма, – ну так пусть будет не для серьеза, чем не будет вообще никак. И честно стал получать удовольствие: один фильм – конечно, мало, два – тесновато, ну тогда три – просто для того, чтоб влезло всё, чего с ребятами насочиняли, ведь угарно же: там этот с башни – фух!, и тому в голову – хрясь!, а тот в башню – бэмс!, и она такая поперек – упс! Нет, ну не снимать же заново «Возвращение короля». Хотя вот поприкалываться над своими же прежними «серьезными» находочками вполне можно.

Оно и верно. Мир изменился. И как никто другой, сам Джексон стал тому одной из причин. За десятилетие, что разделяет две его трилогии, случилась (и про эту очевидность уже бесконечно много сказано и написано) глобальная рокировка в индустрии визуальных жанров. Когда-то под словом «телесериал» каждый здравомыслящий зритель представлял в первую очередь мыльную оперу, эдакую тянучку с примитивным нескончаемым вялым сюжетом, пережеванными по сотне раз банальными диалогами, на всякий случай подогнанный под уровень понимания людей с зачатками деменции (ну, вы в курсе). За умопомрачительным же сюжетом, хитроумной интригой, высоколобой философией, этической диалектикой, саспенсом или интеллектуальным паззлом зритель мог обратиться лишь к «настоящему» кино – в кинотеатр. Но вот за окном другой мир. Теперь, чтоб отыскать повод для серьезного раздумья, насладиться напряжением, раствориться в сладком адреналине политической борьбы, вдохнуть аромат тайны или детективного расследования нужен как раз наоборот – телесериал. Нынче даже школьник, отсмотревший пару-тройку сезонов продвинутого сериала понимает, что, к примеру, на поле боя происходит не всё интересное, что связано с войной (и не важно война ли это высокородных государей или трущебных наркоторговцев), не менее упоительно часами наблюдать, как задолго до того момента, когда закапает кровь, зазвенит сталь и первая гильза упадет на теплый асфальт, меж врагами и друзьями вдруг начинают пробегать электрические разряды, как нарастает их мощь, как в итоге какое-нибудь никчемное событие приводит к краху империй, рушит вечные узы или сплачивает невозможные альянсы. И если кому-то (пускай это даже сам Питер Джексон)  приходится втискивать это всё в экранный хронометраж пятнадцати-двадцати минут, меня лично начинает снедать оторопь: ведь понятно, что это не сработает! На то, чтобы вовлечь сладострастие зрителя в становление конфликта вселенского масштаба, не может не уйти полдесятка часов, а по хорошему пары сезонов – вот в чем смак этой игры. Но – упс! – мы в кинозале, у нас нет полдесятка часов, у нас и пятнадцати минут толком нет.

Происходящее здесь, такова уж реальность современной культуры, теперь, увы, должно быть заточено под легкодоступное понимание: люди в кинозале не хотят думать, им надо цирк с акробатами, факирами, силачами – вот зачем нынче кинотеатры. Медленное и умное они смотрят дома. Жанры поменялись местами, и если во времена «Властелина Колец» батальные сцены еще лишь украшали хорошую эпическую историю, замешанную на личных драмах, то в «Хоббите» всё это квазиэпическое и псевдоличное сюсюканье только отвлекает новое поколение зрителей от пестрого экшн карнавала. Да, что греха таить, даже я, глядя, как на экране люди и эльфы пытаются размеренно вести политические переговоры с обезумевшим гномьим королем, чувствую, что эпизод этот как будто лишний, как будто он соскакивает с главной оси фильма. С какой главной? Видимо, с оси «бумс! шмяк! шлеп!» И что более кошмарно, я осознаю, что по напряжению эта сцена явно проигрывают какой-нибудь проходной переговорной сцене из будней какого-нибудь агента Бауэра, имя им легион.

Ну хорошо, пусть будет лишь Битва. Но даже и с нею ПиДжей обошелся как-то не по-пиждеевски. Вся краса и мощь былых его сражений – что при Хорнбурге в Хельмовой Пади, что на Пеленнорских Полях у Минас-Тирита, что финальный бой у Черных Врат – заключалась не исключительно в махании мечами и отрубании голов. Питер Джексон – чуть ли не единственный человек в кинематографе, который позволил нам чтить воинский ритуал и кодекс, с бесконечным вниманием и уважением показывая нам все стороны ратного подвига или бесчестия. Помните, как собирали оружие, грели ладонями клинки, как старики, юноши, короли надевали свои доспехи, как бойцы последний раз смотрели на догорающие угли в предрассветной тьме накануне смертного боя? Как провожали защитников жители города, устилая цветами воинам путь? Помните как король Теоден благословлял бойцов на смерть? Как капитан Фарамир вел свой отряд на необратимую смерть в Осгилиате, выполняя безумный приказ? Помните как бежал в панике наместник Денетор? Как хоббиты первыми бросились в атаку против войска Саурона? Помните как пал эльфийский военачальник Халдир? Как после боя Пиппин искал среди мертвых тел своего друга? А как пировали в Золотом Дворце, празднуя победу? Вот это всё – про войну! Что запомнится из Битвы Пяти Воинств – смерть эльфийского лося да кабанчика с Железных Холмов, остальным событиям на поле боя (сольные поединки – не в счет, ибо специально географически отдалены от места основной сечи), как ни старайся, лично посопереживать не удастся.

Мир изменился. Эпоха, когда в кинотеатрах можно было показывать нечто возвышенное, эпоха, где родилось джексоновское Средиземье, ушла. Трилогия о Хоббите и не пытается попасть в эту жанровую нишу, начинается как что-то сказочно-мюзикловое (все эти «Бей тарелки Бильбо Бэггинсу на зло!»), продолжается как парад аттракционов с катаниями на бочках и отрубанием паучьих лап, а заканчивается совсем уже не сказочными и не мюзикловыми пепелищем, разрухой и бесславной войной, начало которой малопонятно, а окончанию даже никто не рад: воины не погребены, и победы никто не празднует.

Питер Джексон – мастер, каких мало. Разумеется, в расширенной версии он всё перемонтирует, многое добавит и исправит. Но сейчас, в кинотеатре, когда на титрах «Битвы..» звучит голос Билли Бойда – хоббита Пиппина, – а на экране проплывают лица Гендальфа, Элронда, Галадриели – я, смахивая наворачивающуюся слезу, понимаю, что на самом деле все эти ребята из другого фильма – далекого, теплого и человечного. И ПиДжей сам снимает перед ним шляпу, вовсе не пытаясь перевернуть мир вторично. Ведь следующий после «Битвы Пяти воинств» фильм – «Братство Кольца».

А, во! Вспомнил: там еще этот к тому подбегает – хоп! А тот ему… Ой, извините, это ж спойлеры!


Оцените обзор, пожалуйста: полный бред или годный, хороший обзор?

Почитайте комментарии к обзору или даже напишите свой комментарий.

Обзоры пользователей

Пользовательских обзоров нет.

Комментариев пока нет. Оставьте свой первым!

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.