|  Забыли пароль?  |  Регистрация  |  Другой способ авторизации: 
Новости   Расписание выхода новых серий    Обзоры   
SQD  /  Сериалы  /  Комедии  /  Дживс и Вустер (Jeeves and Wooster), 1990  / 

Дживс и Вустер
Jeeves and Wooster

Дживс и Вустер (Jeeves and Wooster), 1990
Год 1990
Страна Великобритания
Жанр Комедии
Режиссер
Актеры Hugh Laurie, Stephen Fry, Robert Daws
Оценка SQD 6.0
Ваша оценка
Вся информация о сериале на SQD

Неужели, сэр?
otherwiser, 19.09.2013.
Автор поставил фильму 6.0. Рейтинг обзора: обзор как обзор   

«Дживс и Вустер» – комедийный сериал, выходивший в эфир на одном из британских телеканалов в конце прошлого века. Заглавных его героев – молодого шалопая-аристократа Берти Вустера и его степенного камердинера Дживса – исполнили известные английские актеры Хью Лори и Стивен Фрай.
 
Честно говоря, неоднократно ознакомившись с таким скупым описанием (а оно отчего-то почти в неизменном виде кочует из анонса в анонс), я лично, как ни старался, так и не смог получить представление о том, что меня может ждать при просмотре этого сериала. Масштаб моей проблемы поймет любой, у кого случалась острая необходимость уютно скоротать зимний вечерок, при этом все прежде скачанные саги, эпопеи и штучные киношедевры уже засмотрены до дыр. В воздухе повисает насущный вопрос: «Как найти именно то, что сможет порадовать?» или, вернее, «Как случайно не наткнуться на то, что сможет откровенно разочаровать?» Вечер превращается в разгадывание шарад: прочитай три строчки анонса и угадай, на что же это похоже…
 
Не знаю как у кого, но при словах «британский комедийный сериал» перед моим мысленным взором первым делом начинают маячить два жанровых исхода: прогрессивное художественнее образование толкает к мысли, что любое неизвестное мне творение английских комедиографов – это непременно нечто абсурдно-сюрреалистическое типа «Летающего цирка Монти Пайтона», опыт же человека, выросшего перед советским телевизором времен перестройки, подсказывает, что нечто смешное с английского телевидения скорее будет выглядеть как «Шоу Бенни Хилла» или «Мистер Бин» с быдловатым закадровым смехом, звучащим после гэгов типа всаженной кому-то в задницу вилки или втайне заблеванного портфеля ничего не подозревающего зеваки. Действительно, под описание «смешные приключения благородного лоботряса и его слуги» без труда может подойти всё что угодно, а спектр актерского дарования Стивена Фрая и Хью Лори настолько широк, что «плясать» от них, пытаясь угадать стиль сериала, – истинная тщета. Ну и вот, что тут поделать, на свой страх и риск приходится жать кнопку плеера – была не была…
 
Первые же минуты просмотра меня удивили. Как, наверное, удивят тех, кто прежде был знаком с Фраем и Лори лишь по их авторскому скетч-шоу. Как, наверняка, удивят тех, кто видел эту парочку в ситкоме «Черная гадюка» (где они, кстати, ассистировали Роуэну Аткинсону). Как несомненно удивят тех, кому Хью Лори известен лишь как воплощение вечно небритой гениально-циничной сволочи – доктора Грегори Хауса. К радости одних и к возможному сожалению других, хотя «Дживс и Вустер» – стопроцентно британский комедийный сериал, при его просмотре вам не светит (о да, как я ошибался!) ни абсурдистской околесицы – почти здравый человеческий смысл, ни набора дурацких хохм, имитирующих примитивный сюжет – отнюдь, полноценная драматургически выстроенная история, никаких привычно-бутафорских фанерных стенок с нарисованным задником – лишь аутентичный исторический интерьер и архитектурно-безупречные пейзажи довоенной Англии.
 
Как ни странно, проще всего объяснить каков стиль «Дживса и Вустера» тому, кому английские нравы знакомы по легендарным отечественным кинолентам – «Приключениям принца Флоризеля» или масленниковским фильмам о Холмсе и Ватсоне: невозможно не вспомнить ту чудаковатую жизнь экранных джентльменов, чинно проматывающих свои дни и состояния в чопорных клубах то карточных гроссмейстеров, то молчальников, то вообще самоубийц, в неравной борьбе с вечным сплином так и норовящих отыскать себе приключений на одно благородное место. Да кто не помнит этих цилиндров, белых перчаток, прибытия поездов через час с четвертью, надменных дворецких в фамильных особняках и, разумеется, классическое «овсянка, сэр»? Роднит эти ленты не столько респектабельный стиль и дань исторической эпохе (кстати, в «Дживсе и Вустере» дело происходит на несколько десятилетий позже), но и то, что и там и там для зрителя важными становятся не события сюжета, но «высокие отношения», накрепко связывающие пару главных героев: один, что помозговитее, то и дело откровенно троллит того, что попроще, однако, ни тот ни другой ни за что не бросит друга, случись с тем досадная оказия.
 
Всеми этими плюсами сериал обязан добротной литературной основе: «Дживс и Вустер» – экранизация рассказов Пэлема Грэнвила Вудхауса – английского писателя-юмориста и драматурга. Знатокам-британистам объяснять, пожалуй, тут уже ничего не надо: посмотреть в сериале будет на что, как и было о чем почитать в первоисточнике. Тех же, кого с английской литературой жизнь сталкивала редко, осмелюсь предостеречь от скоропалительных выводов: экранизация юмористических рассказов про джентльменов – не значит обязательно нечто вроде «Пиквикского клуба» или «Трое в лодке, не считая собаки» (ох уж эти стереотипы!). Вовсе не обязательно. Персонажи Вудхауса – а расцвет его творчества пришелся на 20-30 годы – живут с ним в одном мире: Британское Королевство коротает тихие десятилетия меж двух мировых воин, и, хотя былые викторианские ценности еще чтутся аристократией, Новый Свет уже вовсю диктует моду на стильные авто и легкомысленный джаз, между тем, по Европе все еще бродит престарелый призрак русской революции, а немцы души не чают в молодом лидере с трогательными усиками. И автор, вооружившись едким юмором, описывает жизнь своих современников со всевозможных забавных сторон. Для сравнения вполне подойдет подобная же манера наших Ильфа и Петрова, что славятся заметками о соотечественниках своей эпохи (впрочем, стилистически корректнее было бы вспомнить более беззаботных, но не менее ироничных Аверченко или Тэффи, однако, многие даже и имен таких не вспомнят, не то, что оный литературный жанр). Потому душа радуется, и сердце греется уже исключительно от того, что предметом экранного повествования становятся милые старомодные проблемы вроде расстроенных помолвок или нарушения тетушкиных наказов. А как еще может быть в старой доброй литературе?
 
К слову говоря, кое-кто утверждает, что именно эта ретро-писанина превращает сериал в нечто откровенно унылое по ультрасовременным меркам. Где сарказм и чернуха, где шутки про геев, священнослужителей, анатомические подробности, сексуальные подтексты, наркотические аллюзии и прочий актуальный рок-н-ролл? Над чем тут смеяться? Где любимое народами британско-сериальное «бабы, жопа, хрен и пить»? И вправду, сериал о Дживсе и Вустере как-то даже неприлично приличен, быть может даже слишком целомудрен, его с удовольствием могут смотреть дети средних классов средних школ, причем без утайки от родителей. Если покопаться, то самым страстным, что в нем можно усмотреть, будут поцелуи на садовой скамейке, самым скабрезным – протекшая грелка в постели английского лорда, а самым телесно откровенным – марш десятка облаченных в шорты мужчин, демонстрирующих тем самым расовую красоту нагих английских коленей. Впрочем, не стоит думать, что детям по зубам будут все иронические намеки Вудхауса, не всё в сериале безнадежно бесхитростно, другой вопрос, что каждый такой намек – никак не пошл.
 
Если вам это по нраву – собирайте семейство у вечернего экрана: супругов, родителей, детей (из тех, кому интересны странноватые реалии далекой эпохи, когда еще не носили айфонов и не шутили как в «Нашей Раше») – и на несколько часов вы в мире стильного ретро: шляпки и платья английских модниц, фраки и воротнички потомков истинных джентльменов, лужайки для гольфа, серебряные чайнички, бессмысленные песенки на американский манер, простой добрый слегка старомодный юмор и великолепные современные английские комедийные актеры.
 
Ах да, чуть не забыл! Следует строго предупредить, что после этого вечера все члены вашей семьи будут считать своим долгом заканчивать любую фразу легким наклоном головы и обращением «сэр». Ох уж, эти английские манеры…
 
 
 
 


Оцените обзор, пожалуйста: полный бред или годный, хороший обзор?

Почитайте комментарии к обзору или даже напишите свой комментарий.

Обзоры пользователей

Пользовательских обзоров нет.

Комментариев пока нет. Оставьте свой первым!

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.