|  Забыли пароль?  |  Регистрация  |  Другой способ авторизации: 
Новости   Расписание выхода новых серий    Обзоры   
SQD  /  Сериалы  /  Приключения  /  Доктор Кто (Doctor Who), 2005  / 

Доктор Кто
Doctor Who

Доктор Кто (Doctor Who), 2005

Что лошадь делает на космическом корабле?
otherwiser, 23.10.2013.
Автор поставил фильму 7.5. Рейтинг обзора: обзор как обзор   

«Доктор – таинственный инопланетянин, имени которого никто не знает, он путешествует по Вселенной в синей будке вместе со своими спутниками-пассажирами, спасает миры и восстанавливает справедливость». Об этом поведает вам любая статья, посвященная сериалу «Доктор Кто». Но если вы знаете о сериале только это – вы ничего не знаете о сериале. И осторожнее: если вам захочется поумничать и в приличной компании вы прямо так и решите заявить: «Доктор Кто? Ну да, смотрел: это там, где инопланетянин летает на синей будке…», – то вы окажетесь в очень глупом положении, потому, что всем станет понятно, что сериал вы не смотрели. Кстати, если уж вам так приспичит показаться «в теме», то сидя где-нибудь в кафе, можете просто взять солонку и со скрипучим механическим возгласом «экстерминейт» (запомнили? не перепутайте с «экспеллиармус») медленно начните двигать ее по столику. Ну, а если вы девушка, то можете закатить глаза в поднебесье и сказать: «Смотрела ли я «Доктор Кто»? Ах, конечно: Десятый и Роза! Это…», – и тут можно даже смахнуть романтическую слезу. Несколько благоговейных взглядов вы точно заработаете. А впрочем, давайте всё-таки по порядку.
 
Британский телесериал «Доктор Кто» в этом году отмечает юбилей – полвека на экранах. Как не трудно сосчитать, первые серии его вышли в 1963 году. Это были те времена, когда ливерпульские пареньки со смешным названием «The Beatles» еще не записали ни одной великой пластинки, братья Стругацкие не написали еще ни одной великой повести, человечество еще толком не посылало космические аппараты даже на Луну, Джордж Лукас впервые увидел на занятиях в колледже кинокамеру, а Джей Джей Абрамс даже не планировал появляться на свет (не то, что фильмы снимать). Телевидение было черно-белым, но собираться всей семьей субботним вечером у «голубого экрана» – было уже одним из немногих традиционных развлечений.
 
Именно субботними вечерами Би-Би-Си показывало приключения. Да так показывало, что зрителей было не оторвать. Авторы нового сериала резонно рассудили: приключения – кому-то по нраву ковбои, кому-то пираты, кому-то злобные инопланетяне, кому-то милее далекое будущее, кому-то таинственное прошлое, в общем, кому люб арбуз, а кому – свиной хрящик, – так и пожалуйте. Жанр научной фантастики, крепко засевший уже в те годы в популярной литературе, комиксах, радиопостановках и прочих радостях масскульта, позволил реализовать на телеэкране практически универсальную формулу приключений на любой вкус: достаточно укомплектовать героев чудесной машиной, способной перемещаться в пространстве и времени – и зритель умирает от ожидания следующей серии, вдруг и до его свиного хрящика дело дойдет. Впрочем, как бы ни был хорош этот прием, одного такого было явно недостаточно. Главными сквозными героями, как не трудно догадаться, стали современники телезрителей – для взаправдошности – простые подданные Ее Величества, британцы. Но будь у них и вправду такая машина, то как бы они – такие простые – сумели на ней путешествовать на самом деле? Вот тут и появляется брендовая фигура сериала, так сказать, водителя этой машины – некоего человека, скрывающего свое имя и называющего себя «Доктор». Предстал он перед зрителями в лице седовласого ученого-сноба, вечно не очень довольного оттого, что спутники и прочие встречные ввязывают его в какие-то перипетии, всю дорогу вещающего им об этике исторического невмешательства и прочих законах сквозьвременного бытия. Разумеется, на радость зрителям, герои сериала все равно ввязывались-таки в истории: отбивались от кровожадных инопланетян, спасали то целые народы и планеты, то собственные шкурки от гибелей и катаклизмов. Кстати, попутно телеэкран излучал полезный подрастающему поколению зрителей свет знаний, ненароком донося то их умов те или иные исторические и естественнонаучные факты.
 
Всё это было очень по-шестидесятному и проект наверняка так бы и остался где-то в скрижалях истории британского телевещания, за пять, от силы десять лет исчерпав удачную идею и нехитрый прием, если бы не находчивое решение команды авторов. Нужно сказать, что сериал, в общем-то серьезный и даже в меру пафосный, и до этого радовал наличием забавных нелепостей. Так, например, пресловутая машина времени «ТАРДИС» (ой, не пугайтесь, это транслитерация английской аббревиатуры и как бы ее имя собственное), та самая, что обеспечивала перемещение в четырех измерениях, плюс к этому телепатически переводила вокруг себя всю речь и надписи на понятный путешественникам язык, оказалась на поверку «слегка поломанной» – у Доктора всё никак руки не доходили ее починить, – и вместо стопроцентной мимикрии в реалии посещаемого мира, что подразумевается по умолчанию, машина упорно выбирала внешние очертания будки для звонков в полицию образца 60-х годов ХХ века. Будь вокруг хоть Древний Рим, хоть Дикий Запад – синяя телефонная будка. Видимо, абсурдность этой детали послужила каплей, которая в конце концов и пробила русло потоку иных допущений, благодаря коим и поныне, через полвека, сериал живее всех живых. Суть вот в чем: когда неизбежно настала пора ротировать актерский состав (дело было уже ближе к концу 60-х, к этому времени человечество успело придумать аппарат для высадки на Луну, битлы сели записывать «Сержанта Пеппера», а Джей Джей Абрамс не только появился на свет, но уже научился гулить, пускать слюни и улыбаться), и актера, играющего Доктора, должно было заменить на другого, то вместо того, чтоб попросту надеть на нового человека старый седой парик и заставить так же хлопотать лицом, обосновав физиогномическое изменение некими фантастическими небылицами – каким-нибудь благодатным облучением внезапно вспыхнувшей звезды, – авторы пустились во все тяжкие.
 
К тому моменту зрителям стало более-менее известно, что этот Доктор, родом не с Земли, хотя и выглядит вполне по-нашенски, да и свою чудо-машину он как раз и спер на той самой неблизкой, но родной планете. Физиология существ его вида допускала в случае повреждения организма самолечение регенерацией, а при полной физической измотанности оного – его полную плотскую реконструкцию. Сценарная идея, надо сказать, так себе, если б не одна бонусная фишка. При полной регенерации происходило не только перестроение тела, а изменение всего существа, включая его характер, темперамент, пристрастия и манеры. И то, что Доктор был до этого престарелым скептиком, на самом деле лишь случайность, если хотите, сбой, причуда процесса регенерации, такая же причуда, как и вечно неуместная синяя будка. С тех пор зрителю предоставилось двойное удовольствие: с трепетом гадать не только куда занесет героев в следующих сериях, но и каким окажется очередной Доктор. И Доктор оказывался то ясноглазым блондином, то болтливым шутом, то мужественным кренделем с повадками Джеймса Бонда – в общем, тем, кем требовало от телегероя быть каждое новое десятилетие. Каждым новым зрителям становился мил каждый новый Доктор. И вот уже современные нам Доктора водружают на свою переносицу толстые хипстерские очки и рассекают по пыльным тропинкам далеких планет в стильных красных кедиках. А современные школьницы часами обсуждают на фан-форумах кто из Докторов – Десятый или Одиннадцатый – больший няшка.
 
И пусть «Битлз» давно распались, Джордж Лукас навсегда изменил наши представления о жизни в далеких-далеких галактиках, повести Стругацких стали казаться настолько бесхитростными, что считаются пригодными для коммерческого кино, а лучшие космические приключения сегодня снимает седеющий уже Джей Джей Абрамс, Доктор – в очередной своей инкарнации – так и продолжает колесить в так и не починенной пресловутой синей будке, улыбаясь нам с уже далеко не голубых HD-экранов.
 
И казалось бы чисто техническое решение, узаконившее одну странность, узаконило и весь мир «Доктора Кто» – сдвинутый и эксцентричный.  Мир, где лошадь бродит по межзвездной станции, Мир, где в небе Лондона висит космический корабль, на крыше которого двое танцуют медленный танец, а вокруг – гитлеровская бомбежка Второй Мировой. Мир, где рыбные палочки с заварным кремом – самое вкусное блюдо, и где римскому воину самое место во главе полка инопланетян.
 
А еще этот вечный цирк с перевоплощениями и героем, которому под тыщу лет в обед, полностью избавляет сериал от всего того, за что, например, я (надеюсь, и вы тоже) терпеть не могу почти всю фантастику – той противной навязчивой серьезности, морализаторских подтекстов и предостерегающих псевдопророческих месседжей. Да, по ходу сюжета мы понимаем, что Доктор видел и закат мирозданья, и смерти миллионов существ, пережил безысходность и тотальное вековое одиночество, чего уж может быть серьезнее, но при этом он раз за разом делает странный выбор – он остается оптимистом. «Как ты можешь быть таким умным и таким тупицей в одно и то же время!» – восклицает одна из его спутниц. И тут мы понимаем, что самое неважное в сериале – какого цвета его будка и сколько сердец бьется в его неважно каком по счету теле. На его тысячелетнюю улыбку, одновременно такую мудрую и такую дурацкую, зритель будет готов смотреть до Конца Времен.
 
Хотя, что я вам говорю – сами сделайте пару кликов. Только, ради всего святого, не начинайте просмотр «Доктора Кто» с классических сезонов полувековой давности, даже если сами вы родились в пятидесятые. Поверьте, с тех пор мир бесповоротно изменился.
 
И, кстати, если как-нибудь заметите на своем пути старинную статую, особенно, какого-нибудь ангела, на всякий случай – не моргайте.


Оцените обзор, пожалуйста: полный бред или годный, хороший обзор?

Почитайте комментарии к обзору или даже напишите свой комментарий.

Обзоры пользователей

Пользовательских обзоров нет.

Комментариев пока нет. Оставьте свой первым!

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.